ЧАВО



А сколько весит дельтаплан ?
В зависимости от модели, масса дельтаплана составляет от 25 до 40 килограммов. Как правило, спортивные аппараты тяжелее учебных.

А почему оно летает ? А оно может набирать высоту ?
Дельтаплан - типичный безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Он летает по тем же самым законам, по которым летают планера, да и любые самолеты, у которых выключен (или сломан) двигатель. В стабильной атмосфере дельтаплан летает сверху вниз. Как далеко он улетает - зависит от конструкции крыла. Обычный дельтаплан с высоты 100 метров по прямой улетает на 600-1500 метров. Для того, чтобы набрать высоту, дельтаплану нужны восходящие потоки воздуха. Они бывают динамические (образующиеся при обтекании потоком воздуха препядствий - например, гор) и термические (образующиеся при нагреве земной поверхности Солнцем). В термических восходящих потоках дельтаплан может набирать высоту в несколько тысяч метров.

А летать, наверное, страшно ?
Страшно. Но не настолько сильно, чтобы не летать.

А сложно научиться летать ?
Сделать первые полеты на дельтаплане довольно сложно (сложнее, чем, например, на параплане). Дело в том, что дельтаплан летит на довольно высокой скорости (30-50 километров в час), соответственно, все действия по управлению дельтапланом должны выполняться быстро и точно. В освоении методики управления и состоит, главным образом, процесс обучения. Для того, чтобы правильно дельтапланом управлять, необходимо научиться существовать и мыслить в 3-х измерениях, при том, что обычно человек обходится двумя (ведь вся наша жизнь проходит на поверхности Земли). Обычно, процесс обучения занимает несколько месяцев (при занятиях 1-2 раза в неделю). Новичок, который приходит в клуб осенью и начинает активно заниматься, к лету уже в состоянии совершать самостоятельные полеты с высоты 100-200 метров. Не стоит пытаться научиться летать на дельтаплане самостоятельно - это СМЕРТЕЛЬНО опасно. Учиться можно ТОЛЬКО под руководством опытного инструктора.

А какие бывают дельтапланы ?
На моей страничке, посвященной различным моделям дельтапланов, можно найти кое-какую информацию на эту тему.

А сколько стоит дельтаплан ?
Стоимость нового современного учебного аппарата составляет немногим более 1000 долларов США (Target производства "Аэрос"). Как правило, спортивные дельтапланы дороже учебных. На рынке подержанной техники можно найти учебные аппараты в хорошем состоянии начиная от 200 долларов и спортивные - начиная от 400 долларов. Фирменные аппараты зарубежных производителей, имеющие сертификаты безопасности стоят дороже - новые аппараты стоят 3000 долларов и выше. Апараты фирмы "Аэрос" несколько дешевле.

А как соединены пилот и дельтаплан ?
Во время полета на дельтаплане, пилот соединен с ним посредством так называемой подвесной системы. Они бывают разных типов, наиболее простые - это система ремней, которая надевается на пилота таким образом, что он может висеть под дельтапланом как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Спортивные подесные системы имеют более сложную конструкцию и внешне похожи на спальные мешки с застежкой "молния". Такие системы обеспечивают больший комфорт для пилота, в них можно летать несколько часов подряд не уставая. Как правило, они расчитаны на полет в горизонтальном положении, в вертикальном положении летать в них довольно неудобно (в таком положении опытный пилот находится всего лишь несколько секунд - сразу после старта и непосредственно перед посадкой). Подвесная система соединяется с дельтапланом в районе его центрального узла, пилот висит в подвесной системе и управляет дальтапланом посредством перемещения своего тела. При этом он держится руками за трапецию. Естественно, усилия пилота в полете требуются только для управления дельтапланом.

А у пилота есть парашют ?
Как правило, пилоты, летающие на высоте более 100 метров, имеют систему спасения на основе парашютов различных типов. В СССР производилась серийно система СПСД (СПасательная Система Дельтапланериста). В клубах были разработаны различные аналоги на основе куполов парашютов типа З-5 ("запаска"). Сейчас аналогичные спасательные системы серийно выпускаются фирмой "Аэрос" и многими зарубежными фирмами. Все системы действуют примерно одинаково - парашют в ранце закреплен на подесной системе пилота, а его фал прикреплен к карабину, который соединяет подвесную систему и дельтаплан. В случае необходимости, пилот освобождает из ранца внутренний контейнер с куполом и бросает его. Системы сконструированы таким образом, чтобы купол начинал открываться тогда, когда вероятность его запутывания за дальтаплан минимальна. Таким образом, система спасения расчитана на спасение как пилота, так и аппарата, отделение пилота от дельтаплана перед введением системы не является необходимым.

А дельтапланеризм - опасный вид спорта ?
Очень тяжело ответить однозначно на этот вопрос. Конечно, верно то, что сказал кто-то из авиаторов прошлого - "Все что летает - падает", но, на мой взгляд, опасность дельтапланеризма, как правило, несколько преувеличивают. Вероятность травм довольно велика на начальной стадии обучения, но здесь очень многое (если не все) зависит от инструктора, под руководством которого человек учится летать. Сейчас все чаще (пока, правда, за границей) используются методики обучения на основе тандемных полетов, которые резко снижают травматичность при обучении. Травмы, которые получают более опытные пилоты, нечасты, и, как правило, они связаны с неверно оцененными метеоусловиями, с техническими проблемами или переоценкой собственных сил и возможностей. Один небольшой факт: при оформлении медицинской страховки для выезда за рубеж в компании РОСНО, указание дельтапланеризма в качестве фактора повышенного риска приводит к удорожанию страховки на 25 процентов. Для сравнения: водолазы (аквалангисты) и спелеологи платят в 2 раза больше, представители командных видов спорта (футбола, например) и люди, практикующие боевые искусства - в 3 раза больше. На 50 процентов выше базового тарифа платят мотогонщики, горнолыжники и сноубордисты, а на 75 процентов - альпинисты и скалолазы. Легко заметить, что представители фирмы РОСНО не считают дельтапланеризм слишком опасным видом спорта.

А дорого стоит научиться летать на дельтаплане ?
Есть различные подходы к обучению, различные клубы и, соответственно, различные цены. Стоимость обучения в клубе "Альбатрос" рассчитывается исходя из стоимости членских взносов (примерно за полгода), что составляет около 60 долларов. Но, конечно, при клубной системе вам придется самостоятельно выполнять много различных работ с техникой и нести кое-какие нагрузки по клубу. Стоимость обучения по "коммерческой" программе составляет примерно 10 долларов за занятие (при необходимости проведения примерно десяти-пятнадцати занятий). Если у вас нет собственного дельтаплана, то к стоимости обучения по "коммерческой" программе надо прибавить стоимость учебного дельтаплана или его аренды.

А где вы летаете в Москве ?
В Москве есть всего 2 горки, на которых можно учиться летать - в парках Царицыно и Коломенское. К сожалению, делать это становится там все тяжелее и тяжелее (местное начальство дает милиции распоряжения о пресечении такого рода деятельности). Альтернатива обучению на горке - буксировочные полеты. Их проводит ряд клубов на аэродромах Подмосковья. К сожалению, учебный процесс на лебедке протекает более медленными темпами, а "коммерческое" обучение там стоит еще дороже, чем на горке.

А в горах вы летаете ?
Конечно. Самые интересные полеты можно совершить как раз в горах (или предгорьях), где можно стартовать с большой высоты. Про различные места, где можно летать на дельтапланах и парапланах, есть информация на моих страничках: